
Эрмитаж, уставшие ноги, пуфик. Взгляд через плечо. Пред мной предстала не так давно отреставрированная картина «Вавилонская башня» Верхахта. Несмотря на общее недомогание почти тут же оторвала свою пятую точку и подошла к ней. Как приятно видеть людей за делом. Такие маленькие, но такие невероятные. И эта башня возведенная ими смотрится так величественно, угрожающе и загадочно. Как холодный "камень" может быть более велик, чем людские руки, руки создателей? Ни кто и не вспомнит их поименно. Люди возводят свои идеалы, своё видение и это поистине вдохновляет. Жалко только то, что потом результат многовековых трудов становится настолько всеобъемлющим, что порой нависает угрожающе над маленьким существом. Результат тысячи и миллионов сам по себе имеет души всех мёртвых и ныне живых, так что неудивительно.
Эта картина дарует чувство спокойствия: зритель смотрит со стороны на людской род словно Бог, который отделяет себя от общества, от биологического существа. Интроверт, что хочет остаться ограниченным в комнате своего личного восприятия, своего величия, своего эго. За пределами муравейника виднеется "истинная" свобода. "Ха-ха, дурочки, не хотите выйти?". Но на самом деле тот, кто не хочет их выхода за пределы — ты. Эти "божественные ощущения" длятся до тех пор, пока снова не возвращаешься в человеческую систему. Это неизбежно. И это нормально.